Приложение

 

ПОЖИЛЫЕ ЛЮДИ: ОТНОШЕНИЕ К ПРОБЛЕМЕ

 

1. С выходом на пенсию завершается активный период социализации, уменьшается нужность стариков в семье. Пожилой человек престал выполнять главнейшую функцию быть производителем материальных благ…У стариков теряется то, что свойственно другим возрастным группам, а именно – наличие жизненных планов. Жизненные планы ориентируют человека особым образом: они вносят мотивацию достижения. Но у пожилых нет ни того, ни другого. (А.И. Кравченко. Введение в социологию. Учебное пособие для Х-Х1 кл. средней школы, гимназии, лицея и несоциологических факультетов вузов. М.: На Воробьевых, 1995. С. 112, 115, 118).

 

2. По времени осуществления социализация  подразделяется на первичную, продолжающуюся от рождения ребенка вплоть до формирования зрелой личности, и вторичную …на стадии социальной зрелости личности. В зависимости от возраста личности социализация делится: на раннюю, проявляющуюся в детстве…  социализацию  взрослых людей, …связанную с освоением новых ценностей и норм…  социализацию пожилых людейв основном приспособления к старости и к мысли о приближающейся смерти. (Социология. Основы общей теории Учебник для вузов. Отв. редакторы академик РАН Г.В. Осипов, действительный член РАЕН Л.Н. Москвичев. – М.: НОРМА, 2005. С. 215).

 

3.Старость рассматривают только в сравнении с молодостью и зрелостью, акцентируя их преимущества и выводя старость за грань человеческой жизни, наделяя ее специфическими отталкивающими качествами. XX век унаследовал стереотипический образ старика, сформировавшийся в ходе исторического развития. …Исследования позволили расширить представления о старости в социальном, психологическом, биологическом аспектах, но отправные идеи – часто весьма противоречивые – сохранились. (Симона де Бовуар. Старость // Социальная геронтология: Реферативный сборник. Современные исследования. М.: ИНИОНРАН, 1994. С.24).

 

4. Специалисты обнаружили закономерность: с возрастом снижается способность людей адаптироваться к социальным изменениям. Чем старше человек, тем больше он неудовлетворен различными сторонами жизни. …Прекращение работы и выход на пенсию ведут к негативным последствиям: вынужденное увеличение хозяйственных и бытовых нагрузок, материальная зависимость от родственников, уменьшение авторитета и престижа, чувство изолированности, боязнь одиночества. Образ жизни и досуг становятся пассивными, малоподвижными и однообразными (сидение на лавочке у дома или в сквере, неспешные и укороченные прогулки, чтение газет и просмотр телепередач больше прежнего. (А.И Кравченко. Введение в социологию. М.: На Воробьевых, 1995. С.117).

 

5. …Уже сейчас в странах Западной Европы наблюдается такой феномен, как «молодые старики». Суть его заключается в том, что людей, достигших возраста 65 лет (который до последнего времени официально считался границей между молодостью и старостью), ни внешне, ни по каким-либо иным критериям, в том числе по состоянию здоровья, нельзя отнести к числу стариков. (Бахметова Г.Ш. Современные проблемы старения населения в Европейских странах // Демографические и социально-экономические аспекты старения населения. М.: Диалог МГУ, 1999. Кн. 1. С. 82).

 

6.учиться с возрастом становится все труднее и труднее, но это только на первый взгляд, ведь данная трудность исключительно субъективного характера. Просто в молодости нас мотивирует на обучение желание чего-то добиться, когда же мы «чего-то» добиваемся, мотивация эта исчезает. Если же вы взяли на себя ответственность за некое дело, которое потребует от вас дополнительного образования, то сама эта взятая ответственность будет вас мотивировать, подталкивать, стимулировать. И вы будете образовываться, несмотря на то, что вам 30,40,50 или даже 60 лет. (А. Курпатов. Флирт глазами эксперта. Секреты личного и профессионального успеха.6-изд. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. С.106.)

 

7. Одно из серьезных препятствий поворота социальных институтов для более полного обеспечения прав пожилых людей – это старые нормы, представляющие правила и практики, которые продолжают воспринимать старость как неполноценность… Однако в связи со значительным ростом доли и численности старшего поколения, сами пожилые и старые люди изменяются. (Фукуяма Ф. Великий разрыв. М.: ACT. 2004. С.159).

 

8. В условиях демографического старения особо значимым становится возможность или ее отсутствие приобретать образование непрерывно в течение всей жизни …различные типы образовательных учреждений, начиная с университетов, при определенных условиях могут быть переориентиро­ваны на образование не только молодежи, но и других возрастных когорт, в том числе пожилых людей …имеется ряд оснований для трансформации образовательной системы с учетом старения населения и перехода нашей экономики к экономике знаний …социальный институт непрерывного образования необходимо «выращивать». (Кузьминов Я.И., Радаев В.В., Яковлев A.А., Ясин Е.Г. Институты: от заимствования к выращиванию // Опыт российских реформ и возможности культивирования институциональных изменений. М.: ГУ ВШЭ, 2005. С. 9).

 

9. Демографические изменения требуют адаптации всех экономических и социальных институтов к новым условиям… особая роль принадлежит интенсификации развития, основанного на знаниях (На пути к обществу, основанному на знаниях. М.: Весь Мир, 2004. С. 77).

 

10. В нашей стране при интенсивном процессе демографического старения может быть лишь две альтернативы развития: либо стагнация, либо рост качества жизни. (Капица С.П. Демографическая революция и будущее человечества. // В мире науки. 2004. № 4. С. 90).

 

11. …Серьёзнейшим ударом по экономическому росту может стать кризис пенсионной системы, который в России ожидается к 2020 году… целесообразнее для людей работать на общество дольшеструктура населения изменяется в пользу людей старшего поколенияпродолжительность жизни растёт(Экономика возвращается к плану. Вице-президент Всемирного банка Дэнни Ляйпцигер раскрыл нашим читателям секреты успеха передовых стран. // Российская бизнес-газета. 15.07.2008.)