Обоснование Федерального Закона
"О трансформации денежной системы Российской Федерации"

1. Историческое обоснование

Деньги с момента своего возникновения прошли длительный путь своего развития. Возникли они сначала в виде местных средств обмена, в качестве денежных элементов использовались различные местные предметы (шкурки, раковины, животные и т.п.). Следующим этапом развития денег стали единые универсальные деньги в виде золотых или серебряных монет, в которых номиналом стоимости стала стоимость производства самого денежного элемента.

Следующим типом денег стали бумажные деньги. В системе бумажных денег номинал стоимости не связан со стоимостью производства самого денежного элемента и устанавливается на государственном уровне или в процессе самой финансово-экономической деятельности.

Последней формой денег стали счетные (безналичные) деньги, в которых отсутствуют сами денежные элементы как таковые и деньги функционируют в обществе в качестве записей (счетов) в специальных финансовых учреждениях (банках).

Процесс развития денег состоит в том, что деньги возникают в виде однокомпонентной денежной системы, основанной на одной форме денег, например, чисто золотые деньги. В ходе дальнейшего развития появляется вторая денежная компонента, например, бумажная, которая является сначала побочной вспомогательной формой денег. По мере дальнейшего нарастания роли второй побочной компоненты она занимает все большее и большее место в денежном обороте. И наступает кризис между реальной ролью вторичной компоненты и ее правовым положением как вспомогательных денег. Этот кризис преодолевается трансформацией денежной системы, при которой главная компонента отбрасывается, а вторичная компонента становится главными государственными деньгами. При этом первичная компонента не сразу полностью уходит из денежного обращения, а некоторое время продолжает выполнять некоторые вспомогательные финансовые функции. Трансформация денежной системы происходит во время некоторой глобальной цивилизационной катастрофы.

Трансформация золотобумажной системы произошла в ходе такой цивилизационной катастрофы, каковой явилась Первая мировая война, которая, в свою очередь, возникла из кризиса денежной системы, приведшего к общецивилизационному кризису начала двадцатого века. Именно в ходе Первой мировой войны золотые деньги были сброшены в качестве главных денег и бумажные деньги получили статус главных государственных денег. Золото при этом не ушло полностью из сферы финансов, а стало выполнять некоторые побочные финансовые функции (банковских резервов). В настоящее время эта функция золота все больше и больше отмирает.

После перехода на чисто бумажные деньги после Первой мировой войны начался бурный рост новой формы денег – счетных денег. Создание компьютерной техники дало этой форме денег особый носитель – электронный носитель.

В современном мире деньги вновь стали двухкомпонентными налично-счетными по своей технологии, бумажно-электронными по характеру носителя.

И вновь современный мир вступил в полосу денежного кризиса, который вызывает общецивилизационный кризис. Главными государственными деньгами являются бумажные деньги, но большую часть денежных функций исполняют в настоящее время именно безналичные, счетные деньги, правовое обоснование которых является весьма шатким. До сих пор де-факто счетные деньги являются не государственными деньгами, а частными деньгами, деньгами банков, государство не несет ответственности за эти деньги. Крах банков ведет к исчезновению и денег, что, конечно, недопустимо для государственно конституированных денег.

Поэтому в настоящее время мир стоит перед новой трансформацией денежной системы, связанной с ликвидацией наличной компоненты и переходом на однокомпонентные деньги – чисто счетные (электронные) деньги. При этом некоторое время наличная компонента может сохранять свои финансовые функции в качестве эрзац-денег, в качестве платежного средства для мелко и даже среднерозничной торговли.

Все объективные условия для такой трансформации денег в современном мире наличествуют. Счетные деньги по объему использования во много раз превышают объем использования наличных денег. Имеется налицо мировой денежный кризис, проявления которого хорошо известны. Последним проявлением этого кризиса является финансовый кризис в Юго-Тихоокеанском регионе, ввергший в деструктивное состояние целые государства, финансовый кризис в России, ранее такого рода кризисы потрясали Латинскую Америку. Технические средства для такой трансформации также полностью наличествуют.

Наконец, ситуация в России и многих странах бывшего СССР не может быть охарактеризована иначе как цивилизационная катастрофа. Таким образом все предпосылки для трансформации денег имеются. На Диаграмме 1 показана динамика исторического развития денежных систем, из которой необходимость трансформации денег вытекает с полной неизбежностью.

2. Крах налично-счетной денежной системы в России

Более подробно опишем связь между крахом налично-денежной системы и общим цивилизационным кризисом в России.

2.1 Криминогенность наличных денег

В настоящее время наличные деньги являются наиболее криминогенной институцией. Подавляющая часть преступности использует именно наличные деньги. Такие преступления как коррупция, торговля наркотиками, оружием и людьми, вымогательство осуществляются исключительно с использованием наличных денег. Уклонение от налогов также использует наличное денежное обращение.

В системе счетного денежного обращения эти преступления либо невозможны, либо чрезвычайно затруднены и имеют малую надежность от их раскрытия.

Эта особенность наличных денег органично связана с формой денежных транзакций в системе наличного денежного обращения. Эти транзакции являются существенно бинарными и происходят между плательщиком и платежеполучателем и не требуют наличия третьих лиц. Счетные транзакции обязательно включают третьи лица – один или даже несколько банков.

Таким образом, ликвидация наличных денег будет иметь своим эффектом резкую декриминализацию экономической, и общественной жизни. Станет почти невозможной существование серьезного наркобизнеса, не возможным станет похищение людей с целью выкупа, исчезает коррупция как серьезное общественное явление, взяточничество может осуществляться в сравнительно малоопасной для общества и ненадежной по отношению к раскрытию форме натуральных (вещественных) взяток.

2.2 Наличные деньги и платежный кризис

Наличные деньги являются главной причиной жестокого платежного кризиса в России. Активная денежная база в России состоит их примерно 150 миллиардов наличных денег и всего около 20 миллиардов безналичных.

Отметим, что потребность легального налично-денежного оборота физических лиц в России в условиях неразвитости форм безналичного оборота физических лиц составляет величину порядка 50 миллиардов рублей. Очевидно, что остальная налично-денежная масса обслуживает криминальную и теневую экономику, является так называемым <черным налом>, используемым в качестве средства уклонения от налогов, как средство тезаврации криминальных капиталов и т.д. Налично-денежная компонента не формирует кредитные ресурсы банков, так как находится вне банковской системы.

В то же время 20 миллиардов активной денежной базы счетных денег (деньги на корсчетах Банка России за вычетом резервных средств) в десятки, если даже не в сотни раз меньше потребности легальной экономики. Замещение базисных денежных средств кредитными средствами банков не может быть осуществлено ввиду громадного процента по кредитам, достигающего значения в многие десятки, а порой и сотни процентов в год. Причем причиной таких высоких ставок банковских кредитов как раз и является узость активной денежной базы. Именно в этом и лежит источник платежного кризиса в экономике России. Результатом такого платежного кризиса является бартеризация и суррогатизация сферы финансового общения экономических субъектов, которая достигает фантастической величины в 80 процентов от общего стоимостного оборота российской экономической системы. А это в свою очередь обусловливает и налоговый кризис, так как система бартерных и квазиденежных операций практически недоступна для налогообложения.

При столь резкой нехватке счетных денежных ресурсов одновременно является невозможной и эмиссия этих ресурсов ввиду того, что в условиях существующего валютного регулирования эти эмиссионные средства моментально уходят на валютный рынок, создавая давление на него в сторону понижения валютного курса рубля, для поддержания какового золотовалютных резервов Банка России недостаточно и приходится прибегать к внешним заимствованиям и прежде всего у МВФ. Таким образом, налицо кризисная ситуация, которая не может быть преодолена в рамках существующей денежной системы. В то же время ликвидация налично-денежной компоненты приведет к тому, что все 150 миллиардов наличных денег окажутся размещенными в банках, что увеличит на эту величину счетную денежную базу. А эта денежная база, в свою очередь, приведет к появлению кредитных банковских ресурсов на сумму не менее одного триллиона рублей. Появление такого громадного объема кредитных ресурсов приведет к резкому падению кредитных ставок, которые опустятся ниже нормы прибыли в экономике, что позволит использовать кредитные средства экономическим субъектам для исполнения своих обязательств в денежной форме. Этим самым платежный кризис будет преодолен или, по крайней мере, острота его будет значительно снижена.

Резкая деньгизация финансового общения экономических субъектов одновременно увеличит собираемость налогов в несколько раз, что будет способствовать и ослаблению или полной ликвидации и налогового кризиса. Этим самым ослабляется и кризис государственности, которым характеризуется ситуация в России.

3. Ограничение или ликвидация наличных денег?

Криминогенность наличных денег широко известна. Потому во всем мире, в том числе и в России принимаются меры по ограничению использования наличности.

Однако, опыт показал, что в России это оказалось малоэффективным. Связано это прежде всего с общим ослаблением государственности. Но кроме того имеет и более фундаментальные причины. Ограничение использования государственных денег, даже осуществляемое по законам, строго говоря не является правовым, так как, с одной стороны является ущемлением естественных прав физических и юридических лиц использовать конституциированные государственные деньги в своей деятельности. Кроме того, государство, принуждая использовать счетные денежные средства одновременно не дает этим денежным средствам государственной гарантии, так как они не являются государственными средствами, в результате чего пользователи принуждаются к использованию рискованной институции без того, чтобы государство принимало на себя риск от этого. Ясно, что такая позиция государства более чем уязвима и с точки зрения естественного права недопустима. Фактически, это есть государственное насилие, противодействие каковому субъекты этого насилия не могут не воспринимать как моральное и допустимое.

Только полная ликвидация самой институции наличных денег и объявление счетных денег государственными позволит эффективно включить безналичное обращение в ранг допустимого, естественного и нормального. Естественно при этом должны быть предприняты некоторые мероприятия по государственной защите этих денежных средств от их исчезновения в результате каких-то действий отдельных лиц и организаций. Именно поэтому в данном законе проблема государственного обеспечения сохранности счетных денежных средств физических лиц решается на самом высоком уровне. Решение проблемы сохранности денежных счетных денежных средств юридических лиц должна решаться уже в других законах.

Однако, ликвидация наличных денег как институции вовсе не означает физической ликвидации самих этих денег. В данном законе наличность переводится в разряд государственно конституированных эрзац-денег ограниченного использования.

Для эрзац-денег ограничение использования есть обычная практика и никак не воспринимается как ограничения прав человека или вообще субъекта финансовых отношений. Действительно, мы же не можем использовать в ресторане такие эрзац-деньги как жетоны метро, телефонные карточки, казначейскими обязательствами или векселями мы не может расплатиться там, где нам это хочется. Эрзац-деньги всегда имеют ограниченную и строго определенную сферу использования. И потому ограничение использования налично-платежных эрзац-денег, вводимое законом, не есть ограничение неотъемлемых и естественных прав человека или экономического субъекта.

4. Связь данного закона с существующим денежным и банковским законодательством

Данный закон не противоречит Конституции Российской Федерации и банковскому законодательству.

Согласно Ст.75 Конституции денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Но в Конституции не описана форма представления этого рубля. И потому изменение, точнее, ликвидация одной из форм представления рубля не противоречит Конституции.

Банк России согласно Конституции и соответствующему закону является ответственным за денежную систему, в том числе именно Банк России несет ответственность и управление налично-денежной компонентой. Но если мы ликвидировали наличную денежную компоненту, то это означает не изменение этой функции, а просто отмирание ее, причем она никакому иному органу государства не перепоручается. Это не может рассматриваться как нарушение закона.

В то же время перевод наличности в разряд суррогатных денег автоматически исключает управление этой системой Банком России, ибо ему поручено управление исключительно денежной системой, а денежные суррогаты не являются предметом его ведения. Поэтому возложение управления платежно-наличной (суррогатной) системой Минфином является полностью правовым актом.

Не является нарушением банковского законодательства отлучение от работы с налично-платежными средствами иных банков, так как банки обязаны работать с деньгами. Банки имеют право работать с ценными бумагами, однако возможности работы с теми или иными конкретными ценными бумагами и право осуществлять те или иные операции с ними определяется уже подзаконными актами. Таким образом, данный закон не противоречит и законодательству о коммерческих банках.

5. Управление административное и финансовое

В настоящее время в России имеет место кризис государственности. Административная система управления обществом все более и более становится неэффективной.

Во всем мире все более и более набирает силу управление обществом через финансовые институты.

Переход на однокомпонентную счетную денежную систему создает новые и эффективные средства финансового управления обществом. С этой целью вводится единственность расчетного счета в Сбербанке у всех физических лиц и с целью предотвращения нарушения этого требования номер этого счета проставляется в удостоверение личности гражданина. Таким образом, этим осуществляется тотальная регистрация всех физических лиц на территории России как резидентов, так и резидентов.

В результате создается полная распределенная база данных всех граждан России, которая может использоваться для самых разнообразных целей государственного контроля и управления. Например, для целей накопления пенсионных средств, для целей демографического учета, для разнообразных статистических анализов и т.д.

Одновременно нерезидентам, находящимся на территории России нелегально, расчетный счет не открывается. В результате они не могут получить свой заработок на территории России, не могут получить налично-платежных средств и сами будут вынуждены покинуть Россию, что приведет к полной очистке страны от нелегальных иммигрантов.

Одновременно можно создать систему безвизового въезда на территорию России, потребовав, соответственно, такого же и от других государств, что будет создавать гражданам России большие удобства.

Любые денежные поступления физическим лицам от юридических лиц осуществляются по перечислению, что исключает любые уклонения от налогов физическими лицами. Предприятия лишаются права платить своим работникам зарплату либо иные доходы наличными.

6. Платежно-наличная система

Функционирование платежно-наличной системы подробно описано в законопроекте и не нуждается в особых пояснениях.

7. Переходный период

Необходим определенный переходный период для введения в стране однокомпонентной счетной денежной системы. На этот период предлагается создать Оперативную Комиссию по трансформации денежной системы России Кабинета Министров под председательством Председателя Кабинета Министров Российской Федерации, которая могла бы оперативно решать возникающие при этом вопросы.

8. Повышение минимальной зарплаты и пенсий

В двухкомпонентной денежной системе осуществляется конвертация одной формы денег в другую (обналичивание и обезналичивание). В принципе ввиду равенства двух форм денег операции конвертации денег должны осуществляться строго по номиналу.

В однокомпонентной денежной системе нет конвертации, а получение налично-платежных средств и их сдача в банк есть обычные операции купли-продажи ценных бумаг, которые осуществляются в соответствии с курсами покупателя и продавца.

С целью подавления спекуляции на этих операциях и подавлении экономическими средствами наличного обращения купля и продажа налично-платежных средств должна осуществляться с убытком для физического лица. Например, курс продажи налично-платежных средств может составлять 105 процентов, т.е. для получения 100 рублей наличности необходимо заплатить 105 рублей (безналичным перечислением на счет Минфина). Наоборот, курс покупки может быть 95 процентов, т.е. при продаже 100 рублей наличности на счет продавца начисляется всего 95 рублей. Этим самым любые операции с наличностью становятся убыточными. Эти средства пойдут на затраты по поддержанию налично-платежного обращения и остаток будет перечисляться в бюджет. При объеме оборота налично-платежных средств 1 триллион рублей в год полный доход Минфина составит 50 миллиардов рублей, из которых в бюджет можно будет перечислить не менее 30 миллиардов рублей.

С целью исключения понижения уровня жизни малообеспеченных граждан предполагается увеличить размер пенсий и уровень минимальной оплаты труда на величину курса продажи, т.е. в нашем примере на 5 процентов. Годовой доход от продажи налично-платежных средств будет более чем достаточен, чтобы скомпенсировать затраты бюджета на эти цели за несколько лет. Но при этом мы снимем возражения против этой трансформации низкооплачиваемых слоев населения.

9. Ближайшие результаты
трансформации денежной системы

В социально-экономической сфере

1. Существенное уменьшение общественных и госу-дар-ственных затрат на функционирование денежной системы;

2. Повышение прозрачности и контролируемости финансовой деятельности физических и юридических лиц и государственных учреждений:

3. Подавление наиболее опасных видов преступности, связанных с использованием крупных сумм наличных денег – коррупции, наркобизнеса, торговли людьми, оружием и антиквариатом, вымогательства, ограбления банков и иных учреждений с большими запасами наличности, уклонения от налогов и др.;

4. Повышение собираемости налогов;

5. Подавление нелегальной экономической деятельности; 6. Уменьшение нелегальной иммиграции;

7. Стимулирование внедрения в Российской Федерации наиболее современных денежных технологий, связанных с электронизацией денежной сферы; 8. Увеличение кредитных ресурсов банковской системы;

9. Увеличение денежной массы в платежной системе, ликвидацию бартерных операций и операций с суррогатными деньгами между экономическими субъектами, расшивка кризиса неплатежей;

10. Создание условий для урегулирования взаимоотношений Российской Федерации с Чеченской республикой (Ичкерией).

В денежно-кредитной сфере

1. Увеличение счетной денежной массы на сумму агрегата М0 (150 млрд. руб.), появлением кредитных ресурсов в объеме 1 трлн. руб.

2. Появление на валютных счетах ориентировочно 50 млрд. долларов за счет обезналичивания валюты и возможно 200-300 млрд. за счет их репатриации, что даст в бюджет проценты по корсчетам ЦБ около 10 млрд. долларов ежегодно и создаст кредитные ресурсы на 2-3 трлн. долларов.

Долгосрочные результаты

Вступление России в новую цивилизационную эпоху – эпоху электронных денег.

Описание цивилизации электронных денег см. в брошюре В.Жириновский <Деньги и цивилизация>, 1997 и монографии В.Жириновский, В.Юровицкий <Новые деньги для России и мира>, 1998.

 

 

 

 

Приложение     Назад    Обсуждение  

как стать успешным инвестором?