Пояснения
к федеральному закону "О деньгах и денежной системе Российской Федерации"

Необходимость специального законодательства о деньгах и денежной системе возникает в связи с переходом России на однокомпонентную чисто счетную денежную систему, в которой понятие денег становится гораздо более сложным, чем просто бумажки фиксированного образца.

Ввиду существенного использования при этом технических средств, многие вопросы являются одновременно и правовыми и техническими.

К статье 1. В этой статье даются определения основных понятий, которые используются в данном законе.

К статье 2. Важнейшим положением статьи 2 является недопущение вывоза российских национальных денег за пределы страны. Ни в одном банковском или финансовом учреждении за пределами страны не может существовать рублевых денежных счетов.

Однако закон не препятствует заключению межгосударственных соглашений об использовании российских денег в межгосударственном финансовом общении между нашими двумя странами или даже об использовании российских денег во внутреннем обороте этих стран.

Закон также предусматривает, что основные технологические, технические и правовые условия функционирования валютной денежной системы одинаковы, отличия регулируются особым законом о валютно-денежном обращении на территории Российской Федерации.

К статье 3. Данная статья дает правовое определение понятия <деньги> в однокомпонентной (чисто счетной) денежной системе.

К Статье 4. В этой статье дается правовое описание носителя денег. Согласно этой статье деньги Российской Федерации не могут иметь бумажного представления.

К статье 5. В этой статье дается характеристика мест хранения денег. Таким местом могут быть только банки. Любые иные учреждения могут хранить только денежные документы. Например, небанковское финансовое учреждение хранит все свои деньги в банке, а счета его клиентов являются уже не деньгами, а лишь денежными документами. Например, оно не может использовать эти счета для пересылки денег, а любая реальная пересылка денег происходит со счета финансового учреждения в банке.

Является чрезвычайно важным положение о непрерывности хранения денег в банках. Поэтому не допускается использование в Российской федерации для целей пересылки денег никаких организаций небанковского характера, в том числе клиринговых и т.п. Система <Спринт> и иные специализированные системы коммуникации денег в России не могут функционировать. Все денежные коммуникации могут идти исключительно между банками.

К статье 6. Важность этой статьи состоит в правовом определении характера банковской деятельности. Выдача кредитов согласно этой статье есть создание новых денег, а вовсе не передача денег в пользование от одного распорядителя другому.

К статье 7. В этой статье описывается технология перемещения денег с установлением момента появления правовых ответственностей. Именно это сейчас отсутствует в современном праве, что является главным источником затруднений, споров и даже преступлений. В системе электронных коммуникаций этот момент должен быть определен с точностью буквально до микросекунд. Здесь требуется абсолютная точность, ибо малейшая неопределенность может стать источником преступлений, совершаемых в электронно-компьютерной среде. Вот почему так детально расписан процесс передачи денег, так как он связан с передачей прав и ответственностей.

Каждый канал связи, по которому осуществляется межбанковская пересылка денег, должен быть с правовой точки зрения находиться в полном владении одного из банков, который и отвечает по закону за все, что происходит на этой линии связи. Например, за несанкционированные подключения и т.п. Естественно, что банк, в свою очередь, может заключить договор об ответственности с тем, кто эту линию эксплуатирует реально. Но это уже их внутреннее дело. Перед банковской системой ответственность несет именно банк, а не реальный эксплуатант.

К статья 8 и 9. Особенностью банковской деятельности является тот факт, что большинство банковских операций являются бинарными и осуществляются без свидетелей третьих лиц. К тому же они носят безличный характер, а взаимодействие осуществляется не с лицами, например, банковскими кассирами, а с компьютерами. Вот почему важно создать систему регистрации всех действий банка, которая имела бы правовой характер.

В практике человеческой деятельности в качестве одного из достаточно эффективных средств для подтверждения действий, совершаемых двумя лицами, является ведение регистрационного журнала. Регистрационный журнал допускает запись только последовательно, вслед за предшествующей записью, а чтение его возможно произвольным образом. Причем на правовом уровне устанавливаются определенные условия, препятствующие изменению записей. Например, такой журнал должен быть пронумерован, опечатан и т.д.

Данные статьи как раз и используют этот опыт созданием института журнальной регистрации путем перенесения ее на электронную регистрацию.

Технически электронный регистратор может быть создан либо в виде устройства записи на носитель, допускающий только однократную запись, например, однократно используемый оптический диск. Либо возможно создание и устройств записи на магнитный носитель, управления которым сделано так, что он допускает исключительно последовательную запись, а чтение возможно в режиме произвольного доступа. Перезапись возможна только путем полного стирания всей информации, хранящейся на диске. В принципе может использоваться любой магнитный диск, дополненный системой управления на постоянном запоминающем устройстве (ПЗУ).

Данные электронного регистратора могут уже иметь правовой характер. Например, если все распоряжения клиента регистрируются на электронном регистраторе, то споры между клиентом и банком по поводу характера отдаваемых распоряжений могут решаться свидетельством электронного регистратора.

Весь банковский учет ведется не непосредственно по проведенным операциям, а именно по данным электронной регистрации. Например, банк переслал деньги. Но учитывает в своих активах эту операцию не непосредственно после ее осуществления, а только считывая данные с электронного регистратора. Именно так и рекомендуется в рамках бумажной технологии. Любую операцию сначала записывают в специальный регистрационный журнал, а затем по данным этого журнала осуществляют иные действия, которые необходимы. А отнюдь не опросам или свидетельствам лиц, принимавших участие в операции.

К статье 10. Дается строгое единое описание записей денежного счета. Необходимость такой унификации связана с тем, что банковский счет и есть сами деньги. И потому никакой разноголосицы, никакой самодеятельности здесь быть не может. Структура записей банковского счета должна быть строго унифицированной и единой для любых банков.

К статье 11. Описываются все возможные типы банковских счетов. В настоящее время используется буквально сотни типов банковских счетов, особенно в западной банковской системе. Данная статья сводит их, фактически, к 5. Остальные счета являются специальными.

Важной новацией является введение специального расчетного банковского счета самого банка в собственном банке. Сейчас такого счета не существует и фактически получается, что банк является владельцем всех денег в банке. Теперь же банк является распорядителем только денег на собственном расчетном счете. Никакими деньгами клиентов, за исключением тех, что переданы ему в распоряжение через договор срочного вклада, банк не распоряжается. А кредитование он осуществляет не из денег клиентов, а создавая их. Деньги же клиентов лишь определяют кредитные возможности банка, но собственно сами в кредитах не участвуют. Деньгами на своих счетах (за исключением сберегательных и срочных) распоряжаются сами клиенты, и никто не имеет такого права. Это соответствует нормам права. Можно иметь нечто в совместном владении, но невозможно им совместно распоряжаться.

Чрезвычайно важно и положение о полном запрете банкам распоряжаться своими счетами на корреспондентском ностро-банке. Это не деньги банка, а это деньги, служащие лишь для целей межбанковских коммуникаций. Через этот счет происходит связь банка со всей банковской системой. И прямое распоряжение банка этим счетом недопустимо. Банк может распоряжаться им косвенно. Например, банк может получить заем, который поступает на расчетный счет банка в собственном банке, чем увеличивается и ностро-счет. Либо банк дает кредит клиенту, клиент полученные деньги пересылает в другой банк, в результате чего происходит уменьшение и ностросчета. Но прямой перевод денег с ностросчета банка запрещается полностью. В том числе полностью запрещаются межбанковские денежные отношения за исключением отношений между лоро и ностро-банком. При отсутствии денег на ностросчете ностробанк автоматически кредитует лоро-банк в пределах договоренных сумм, взимая за это соответствующие проценты (овердрафт). Это заставит банки тщательно управлять своими активами и пассивами, чтобы как можно меньше использовать овердрафт. А это как раз и есть условие устойчивости банка.

К статье 12 и 13. В этих статьях описаны юридические дефиниции по отношению к счету и деньгам на счете.

Счетом находится в правовой дефиниции <владения> владеет. Но деньгами на счете только распоряжается. Все деньги являются общенародной собственностью.

Важным является требование одного расчетного счета, как у физических, так и юридических лиц. Но денежное лицо может иметь неограниченное количество подсобных банковских счетов -- сберегательных, срочных, приходных и расходных в различных банках.

Более одного расчетного счета могут иметь только специальные денежные лица по особому списку. Хотя даже и это еще требует особого обсуждения.

Банкам запрещается вообще иметь счета в других банках за исключением ностросчета в ностробанке.

Но это не значит, что имеющийся излишек собственных средств банк не может никоим образом использовать. Он может давать их в заем небанковским финансовым учреждениям, например, финансовым компаниям. Причем заем этот идет именно из собственных денег банка, т.е. с расчетного счета самого банка. Эта операция сводится к перемещению денег с расчетного счета банка на счет займополучателя, в отличие от кредита, который имеет характер генерации новых денег.

К статье 14. Банк может создавать субсчета на счетах своих клиентов исключительно в связи с банковской деятельностью. Например, субсчет кредита, субсчет процентов и т.д. Но никаких субсчетов, связанных с финансовой деятельностью клиентов банк по своей инициативе вести права не имеет. Но он может вести их по поручению клиента, и даже за плату. Фактически, это означает поручение банку вести бухгалтерский учет клиента, точнее, существенную его часть, связанную с движением денежных средств. Характер ведения банковских субсчетов в этом случае определяется договоренностью с клиентом.

К статье 15. В этой статье описываются права денежно несовершеннолетних. Срок денежного совершеннолетия в России устанавливается в 12 лет. Но этот возраст вполне может быть обсужден.

К статье 16. Ограничение прав распоряжения деньгами на счете возможно лишь по суду и только в отношении невменяемых. Осужденные не ограничиваются в правах распоряжения деньгами. Другой вопрос, какие товары они могут приобретать. Это уже определяется нормами пенитенциарного права. Но сам денежный счет является неприкосновенным. Никто не имеет права его закрыть кроме самого владельца счета.

К статье 17, 18, 19 и 20 . В этих статьях описывается эмиссия и ремиссия денег.

Простая эмиссия может осуществляться исключительно Центральным банком, причем в рамках бюджетного процесса.

Кредитную эмиссию могут осуществлять все банки за исключением Центрального банка.

Почему Центральный банк лишен права выдавать кредиты? Дело в том, что обычный банк имеет внутренние ограничители кредитной эмиссии. Это его ностросчет, его собственные денежные средства. Но Центральный банк не имеет никаких ограничителей, на его счете все деньги страны, у него нет ностросчета. С точки зрения банковской технологии он обладает неограниченными кредитными ресурсами. А раз так, то кредитная деятельность ему должна быть просто запрещена для обеспечения устойчивости денежно-банковской системы.

Закон запрещает появление каких бы то ни было просроченных кредитов. Если клиент не способен выплатить кредит в срок, то за него платит банк из собственных средств, а сам кредит переводится в вексельное обязательство банку как хозяйствующему субъекту со стороны кредитуемого. Вопросы взыскания уже решаются вне банковской системы в рамах хозяйственного права. Этим самым денежная система становится существенно более устойчивой.

Банк может по этому векселю давать отсрочки, предъявлять к взысканию и т.д., но это уже не имеет отношения к самой денежно-банковской системе. В ней просроченных кредитов не существует.

Закон объявляет право на кредит всех клиентов банка. Кредит не милость со стороны банка, а его обязанность осуществлять кредитное обслуживание всех клиентов. Вопрос о величине кредита – это уже другой вопрос. Это уже определяется финансовой историей клиента.

Так как все клиенты банка имеют право на кредит, то банк осуществляет только краткосрочное и среднесрочное кредитование клиентов – до года. Выдача долгосрочных кредитов будет ущемлять интересы остальных клиентов банка. Долгосрочное ссуды должны предоставлять уже небанковские финансовые учреждения.

Кредиты в банке являются бланковыми, т.е. беззалоговыми. Дело в том, что вся финансовая история клиента, да и вообще, вся деятельность его находится перед глазами банка. Таким образом, банк может иметь полное представление о кредитоспособности клиента. Кроме того, надо учесть, что в условиях единственного расчетного счета закрытие счета есть, фактически, ликвидация денежного лица как такового. Для физического лица это происходит с его смертью, а для юридического соответствует ликвидации учреждения. Потому ни о каких злоупотреблениях кредитами быть не может. Невозможно получить кредит и куда-то исчезнуть. Даже переход в другой банк возможен только после полного расчета со старым банком.

К статье 21. В однокомпонентной денежной системы, когда все денежные средства находятся в банках, сама денежная система становится абсолютно устойчивой. Финансовые катастрофы типа американской в тридцатых годах или в России в августе 1998 года становятся попросту невозможными, ибо они связаны, прежде всего, с массовыми изъятиями денег из банков.

Сами банки также становятся весьма устойчивыми. Однако абсолютно гарантировать, что какой-то банк окажется неспособным выполнять свои обязательства, невозможно.

В этом случае вводится полная и стопроцентная гарантия денежных средств. Гарантом выступает ностробанк. Действительно, именно ностробанк имеет всю информацию о работе своего лоро-банка. Контролируя объемы овердрафтовых операций ностробанк может заблаговременно видеть наступление трудностей в своем лоробанке. Для того чтобы дать ностробанку реальные рычаги воздействия на лоробанки, думается, можно будет даже сделать обязательным присутствие представителей ностробанка в правлении всех его лоробанков.

Таким образом, функция страхователя для банка высшего уровня по отношению к своим банкам нижнего уровня вполне естественна. Но в чисто счетной денежной системе возможности банковского банкротства ничтожно малы, так что этот пункт скорее включается из страховки, реально он даже вряд ли будет работать. Примеры денежно-банковских систем с невозможностью банковского банкротства мы имеем – это социалистическая банковская система.

Банкротство банков в этой системе будет состоять скорее не в невозможности выполнять обязательства перед клиентами, а в убыточности банка, что и может привести к его банкротству как обычного хозяйствующего субъекта. И в этом случае страховая функция ностробанка вполне естественна, так как все денежные средства лоробанка находятся в его ностробанке.

Таким образом, нет никакой нужды создавать какую-то централизованную систему страхования вкладов. Здесь мы имеем распределенную систему, которая гармонично вписывается в саму банковскую структуру.

Отметим также полную отмену самого понятия резервов, т.е. нормативов на размер ностросчета. Размерами своего ностросчета каждый банк управляет сам. Более того, ностросчет есть одна из наиболее подвижных функций. В течение буквально суток он может измениться в несколько раз. И устанавливать нормативы на столь подвижную и изменчивую величину просто нецелесообразно.

Отметим также, что теоретические основы установления резервных требований состоят в так называемой теории депозитной мультипликации, теории попросту ошибочной. В ее основе лежит представление о неограниченном росте денежной массы при отсутствии резервных требований. Такой результат получился только потому, что в этой теории рассматривается исключительно выдача кредитов, но погашение их в ней вообще не учитывается. Опыт множества банковских систем различных стран, в которых вообще нет резервных требований, показал полную ошибочность этой теории.

К статье 22. В этой статье описываются сами механизмы управления банковским счетом. Основным способом управления денежным счетом является выдача платежных поручений. Платежные требования могут приниматься к исполнению исключительно в рамках использования государственной электронно-чековой системы, которая описана в законе <О создании в Российской Федерации государственной электронно-чековой платежной системы>.

К статье 23. Перемещение денег происходит по каналам связи. Но каждый канал находится во владении некоторого банка, который и несет расходы и ответственность за функционирование этого канала. Поэтому за прохождение платежей по своему участку соответствующий банк начисляет плату, которая непосредственно снимается с суммы платежа. И потому если клиент отдал распоряжение о переводе суммы в тысячу рублей, то в результате снятия коммуникационных затрат до получателя может дойти только 950 рублей. Таким образом, надо различать нетто-деньги и брутто-деньги. Неттто-деньги - это деньги, которые доходят до получателя, брутто-деньги – это посылаемые деньги. В принципе и сейчас это есть. При пересылке из-за рубежа 1000 долларов доходит нередко лишь 900 - 950 долларов. Остальное снимается по пути в качестве платы за трафик денег.

Данный закон вводит это уже на уровне закона.

Плата за трафик может быть совмещена с налогообложением перемещения денег. Налогообложение перемещения денег может заменить налогообложение перемещения товаров. Каждому движению товара соответствует противоток движения денег. А поэтому вместо налогообложения товаров гораздо эффективнее осуществлять налогообложение перемещения денег. Закон предусматривает возможность введение таких налогов на любых территориальных уровнях. Причем налоги могут быть как за ввоз денег (вывоз товаров), так и на вывоз денег (ввоз товаров). Налоги снимаются при перемещении денег границ соответствующих территориальных образований. Например, если деньги перемещаются внутри области, областной налог на перемещение не снимается. Если же деньги перемещаются за границу области, то снимается областной налог на перемещение денег. Если деньги перемещаются внутри страны, то федеральный налог на перемещение денег не снимается. Если же деньги выходят за пределы страны, то автоматически происходит снятие соответствующего налога.

Важно отметить, что эти налоги полностью заменяют налоги на перемещение товаров и не могут использоваться совместно. Исключение могут составлять лишь акцизные товары. На них может распространяться одновременно и налог на перемещение денег, и налог на перемещение товара.

Коммуникационные налоги могут стать наиболее серьезным источником формирования территориальных бюджетов.

Устанавливают эти налоги соответствующие органы власти. Причем подходить к ним необходимо очень ответственно, так как неумеренное использование этих налогов может очень сильно подавлять деловую активность, бизнес будет стремиться уходить в регионы с низким уровнем коммуникационного налогообложения. Так что это очень острый и ответственный инструмент, к которому необходимо относиться органам власти с большой ответственностью, ибо можно вместо доходов получить и одни убытки. Поэтому вряд ли можно опасаться, что все органы власти взвинтят коммуникационные налоги. Наоборот, появляется конкурентная среда между территориями за привлечение бизнеса на свою территорию, одним из элементов которой являются именно коммуникационные налоги.

Эти налоги снимают банки совместно с коммуникационными затратами и затем передают их в бюджеты соответствующих уровней.

К статье 24. Главный элемент банковской деятельности есть банковский учет. Закон вводит систему раздельных балансов. Первый баланс есть банковский технологический баланс, описывающий движение денег через банк. Второй баланс есть обычный бухгалтерский баланс банка как хозяйствующего субъекта.

В настоящее время эти балансы объединены, что резко затрудняет анализ деятельности банка.

Важно отметить, что сами эти балансы имеют различную направленность. Технологический баланс важен клиенту банка. Вряд ли клиенту интересно, сколько в банке картин или автомашин. Его интересует объемы кредитов и т.д., т.е. именно технологическая сторона деятельности банка.

С другой стороны, акционера банка мало интересует внутренняя банковская деятельность. Его интерес состоит в том, каковы прибыли банка, каковы распределения ее, т.е. его деятельность не как специфически банка, а как обычного хозяйствующего субъекта, в который он вложил деньги и хочет знать финансовое состояние банка.

Эти два баланса связаны через счет собственных денежных средств банка, которые входят в активную статью <Касса> бухгалтерского баланса. Ни одна другая статья этих балансов не повторяется.

Важно здесь то, что современный баланс банка является, фактически разомкнутым. Другими словами, реально не существует равенства активов и пассивов. Между ними есть расхождения, которые просто-напросто записывают в прибыли или убытки. Но это нарушает основные принципы двойной бухгалтерии. Вот почему так затруднителен в настоящее время контроль над банками. Разделение балансов ведет к тому, что технологический баланс банка становится абсолютно замкнутым, равенство актива и пассива при правильном ведении этого баланса получается автоматически. Именно это приводит к его прозрачности и наглядности.

К статье 25. Общее количество денег в денежной системе является важнейшим показателем финансового и экономического состояния страны. К сожалению, в нынешних условиях общегосударственный учет денег находится на самом низком уровне.

В современной финансовой науке до сих пор ведутся споры о самом этом понятии. Одни предлагают количеством денег считать агрегат М1, другие – М2, третьи – М3 и т.д.

В однокомпонентной системе проблема определения количества денег решается весьма просто.

Все депозиты складываются и отражаются на пассивном счете Центрального банка. Это есть денежная база. Так как кредитов Центробанк не выдает, то денежная база совпадает с пассивом и, соответственно, активом Центробанка.

Кроме того, в денежную массу входят кредиты. Полная сумма кредитов, выданных всеми банками, составляет кредитную денежную массу. Сумма депозитов и кредитов и составляет полную денежную массу. Ее легко подсчитывать хоть ежедневно. Она также легко проверяема, так как это есть сумма всех пассивов всех банков за вычетом всех лоросчетов. Таким образом, мы можем иметь надежную и достоверную информацию о количестве денег в денежной системе и контролировать этот параметр.

К статье 26. Вопрос о процентных ставках один из важнейших в банковском деле. Закон вводит следующий принцип начисления процентов.

Вводятся три главные банковские ставки:

– единая банковская ставка на депозит. Причем на положительное значение депозита начисление по этой ставке идет в доход клиента, при отрицательном значении – в расход клиента и доход банка.

– единая ставка на кредит.

– единая ставка на кредитную линию.

Покажем на примерах, как происходит расчет.

Предположим, что имеем годовую ставку на кредит в размере 5 процентов, на депозит тоже 5 процентов и на кредитную линию – 0.5 процента.

Предположим состояние счета клиента следующее: он пользуется кредитной линией в размере 1 млн. рублей, из нее в качестве кредитов он выбрал 500 тысяч рублей, а на его счете находится 2.5 миллиона рублей. Тогда имеем депозит в размере 2.5–0.5=2 млн. руб. Его депозитный доход равен 2*0.05=100 тысяч рублей. За кредит он уплачивает 0.5*0.05=25 тысяч рублей. А за кредитную линию 1*0.005=50 тысяч рублей. Итого его годовой доход составит 100–25–50=25 тысяч рублей.

Второй вариант. Имеем также кредитную линию на 1 млн. рублей, кредит 500 тысяч, а на счете нет ничего.

Тогда его депозит равен 0–0.5=-0.5 млн. руб. Начисление на отрицательное значение депозита равно 0.5*0.05=25 тысяч рублей. На кредит и кредитную линию затраты те же самые, и в результате имеем платежи в пользу банка в размере 25+25+50=100 тысяч рублей.

Таким образом, имеем простую схему расчета процентов.

Естественно, что проценты на срочные и сберегательные вклады должны быть выше депозитной ставки.

Все проценты вычисляются ежедневно и суммируются на забалансовом счете клиента. Окончательный расчет между банком и клиентом осуществляется раз в год по окончании отчетного года.

Кредитная ставка состоит из двух частей. Одна часть идет в пользу бюджета. Основанием этого является общенародный характер денег, и за пользование общенародным достоянием необходимо платить в пользу общества, распорядителем финансов которого и является государство. Вторая часть идет в пользу банка. Это также может составить важную составляющую бюджета.

Отметим также, что закон приравнивает статус по отношению к процентным выплатам обычные счета денежных лиц и лоросчета банков. Таким образом, банк нижнего уровня имеет доходы от банка верхнего уровня, в результате которых он может либо иметь более высокие ставки на депозит, либо более низкие ставки на кредит.

При овердрафте в ностробанке сумма овердрафта записывается лоробанку в кредит. А так как овердрафт представляется только при нулевом значении собственного корсчета лоробанка, то лоробанку придется платить и по ставке кредита, и по ставке отрицательного депозита. Эта двойная ставка будет заведомо больше кредитной ставке в собственном банке, идущей в доход банка. Таким образом, овердрафт автоматически становится убыточным для банка, поэтому банки сами станут стараться избегать его, соответствующим образом регулируя свою кредитную деятельность.

Отметим, что Центральный банк по депозитам процентов не платит. Это связано с тем, что он не выдает кредитов и потому не имеет доходов для уплаты кредитов.

Фактически, Центральный банк становится бездоходным бюджетным учреждением.

Возможные доходы Центробанка могут возникать исключительно в сфере валютной деятельности. Но рублевая деятельность Центробанка является полностью бездоходной. И это представляется естественным. В рублевой системе это есть вершина денежной системы. Его задача управлять этой системой, а не извлекать доходы, точно также как Президент страны должен управлять страной, а не извлекать из этого управления доходы. Но в валютной сфере Центральный банк уже не является вершиной денежной системы, в валютной системе он является сравнительно рядовым банком, поэтому и может иметь от валютной деятельности соответствующие доходы. Но это должно быть уже описано в законе о валютном обращении.

Беспроцентными являются также счета банка в собственном банке и счета финансовых учреждений. Первое понятно. Не может банк начислять себе сам проценты. Непредставление процентов по депозитам финансовым учреждением мотивируется тем, что эти учреждения должны извлекать свои доходы не из чисто денежной сферы, а путем вложения денежных средств в <реальный сектор экономики> или предоставлением ссуд физическим лицам. Недопустимо, чтобы финансовые учреждения, собирающие деньги, получали свои доходы путем помещения их в какие-то банки, дающие большие проценты. Деньги должны работать реально.

К статье 27. В ней описываются механизмы управления денежной массой. Управление денежной массой диверсифицировано. В этом процессе участвует и законодательный орган в рамках бюджетного процесса, и Центральный банк. Причем законодательный орган осуществляет долговременную часть этого управления, так как бюджет составляется на целый год. Центральный банк осуществляет оперативное управление путем изменения норм кредитования, что позволяет достаточно оперативно регулировать денежную массу.

К статье 28. Описывает функции Центрального банка. Его собственно банковские функции резко ограничиваются. Он становится эмиссионно-расчетным учреждением. Главной функцией является общий контроль над денежной системой и банками.

К статье 29. Для создания технических стандартов в области банковской техники и технологии создается Технический банковский Комитет при Правительстве Российской Федерации.

К статье 30. Нынешняя банковская система является чрезвычайно засоренной. В банках находятся миллионы брошенных и выморочных счетов. Ясно, что необходима основательная чистка банковской системы. На это и направлена данная статья.

Назад    Обсуждение

заказать билеты в старый цирк не сложно.