Пояснения
к федеральному закону
"О платежных системах в Российской Федерации"

 

К статье 1.

Целью данного закона является описание всех допускаемых к использованию в Российской Федерации платежных систем, а также запрещение тех платежных систем, использование которых нежелательно.

Платежной системой называется определенная технология оплаты товаров, услуг или налоговых обязательств. В настоящее время используется большое количество платежных систем. Причем часть их используется с криминальными целями, например, для оплаты товаров, которые не допускаются к продаже или допускаются к ограниченной продаже, часть используется с целью уклонения от налогообложения. Поэтому кодификация платежных систем, разделение их на поддерживаемых государством и подавляемые государством, представляется весьма важным делом. Необходимость такого закона вызвана прежде всего переходом на тотально счетную денежную систему, которая создает большое богатство различных платежных систем.

Все платежные системы разделяются на два вида – на денежные платежные системы и на неденежные платежные системы, в которых используются заместители денег – денежные суррогаты. В настоящее время отказываться от использования неденежных платежных систем нецелесообразно, хотя долю их использования желательно постепенно уменьшать.

К статье 2.

В этой статье дан полный и исчерпывающий список всех платежных систем, допускаемых к использованию на территории Российской Федерации.

Данная статья прямо запрещает использование бартерных (товарообменных) платежных систем. Опыт последних лет показал всю разрушительность для экономики бартера. Кроме того, бартер является наиболее распространенным способом ухода от налогообложения.

Однако, запрещается бартер лишь по отношению к основной (титульной) продукции предприятия. Случайный бартер, т.е. обмен продуктов, не являющихся основной продукцией предприятия, законом не запрещается. Например, предприятие, производящее какую-то продукцию, имеет неиспользуемый станок, не относящийся к предмету его производства. Оно может его продать либо обменять с другим предприятием, например, на другой станок, причем новый станок не должен быть предметом основного производства второго предприятия. Но нельзя обменять этот станок на лесоматериалы с предприятием, для которого производство лесоматериалов является титульной сферой деятельности.

К статье 3.

Налично-платежная система в качестве реликта налично-денежного обращения допускается на территории Российской Федерации, но в этой системе используются уже не денежные, а специальные налично-платежные средства, имеющие статус ценной бумаги Министерства финансов Российской Федерации, как это описано в законе <О трансформации денежной системы Российской Федерации>. Причем государственной политикой будет являться постепенное вытеснение этой платежной системы, уменьшение объемов ее использования.

К статье 4.

Общегосударственная денежная платежная система на основе использования технологии платежных поручений является основной денежной платежной системой при финансовом общении юридических лиц друг с другом и юридических лиц с физическими лицами.

Эта же система должна использоваться при расчетах через Интернет. Использование в сети Интернет специальных платежных средств, а также использование технологии платежных требований запрещается.

К статье 5.

Общегосударственная электронно-чековая платежная система на основе финансового механизма платежных требований должна стать главной денежной платежной системой обслуживания физических лиц. На основе закона <О создании в Российской Федерации электронно-чековой платежной системы> каждый гражданин Российской Федерации в кратчайшие сроки должен будет получить собственную электронно-чековую карту, которая может использоваться на всей территории страны. Как описано в указанном выше законе, электронно-чековая платежная система обладает высокой степенью универсальности, один и тот же платежный инструмент может использоваться для самых разнообразных видов платежей, для платежей в автоматах по продаже товаров и услуг (например, транспортных или телефонных), для сверхмелких платежей в сети уличной торговли, для средних платежей в магазинах повседневного спроса и для крупных платежей в магазинах и предприятиях по торговле товарами длительного пользования, при осуществлении сделок по недвижимости и т.п.

К статье 6.

Данная платежная система является частью общегосударственной денежной платежной системы на основе технологии платежных поручений. Она выделена в виде отдельной платежной системы ввиду ее важности. Все выплаты зарплаты, доходов и иных платежей между юридическим лицом и физическим лицом согласно этой статье должны осуществляться исключительно посредством платежных поручений, перечислением на счет физического лица. Никакие иные способы платежа не допускаются.

К статье 7.

Значительное распространение должны получить и электронные локальные (клубные) платежные системы. Например, в системе специальных клубных предприятий розничной торговли и бытового обслуживания населения, в туристической отрасли и т.д. В этой платежной системе предприятие обслуживает контингент, заранее зарегистрированных клиентов (членов соответствующего клуба). Ввиду того, что клиенты зарегистрированы заранее, система верификации членов клуба может быть упрощенной или даже не быть вовсе. В больших клубных системах предпочтительной представляется идентификация членов клуба по неизменяющимся биофизическим признакам, снимаемым в соответствующих устройствах, по форме ладони, по отпечатку пальцев и т.п. В результате человек может приходить в свой собственный магазин, свой клуб, свою парикмахерскую, в туристический отель и получать соответствующее обслуживание без каких-либо документов.

Члены клуба могут осуществлять либо предоплату, перечисляя на счет клуба определенную сумму, либо осуществлять постоплату по счетам клуба. Снятие денежных средств с членов клуба в бесспорном порядке не допускается, так как это означало бы использование технологии платежного требования, выставление которых допускается исключительно через общегосударственную электронно-чековую платежную систему.

Широкому распространению клубной платежной системы должно способствовать то, что электронно-чековая система является платной, на каждую чековую транзакцию накладываются коммуникационные расходы, страховые расходы, а также налоги на вывоз или ввоз денег. Поэтому использование клубной системы позволит физическим лицам экономить на этих затратах. Например, вместо того, чтобы жителю Магадана, приехавшему на отдых в Сочи, пользоваться своей универсальной электронно-чековой картой, ему гораздо выгодней сразу перевести сумму, которую он предполагает потратить, на счет туристической фирмы в Сочи, получить по приезде у этой фирмы клубную карту и пользоваться ею в соответствующих магазинах при отеле, ресторанах и т.п.

Также и простому гражданину выгодней будет вместо осуществления платежей при покупке продовольственных товаров с помощью универсальной электронно-чековой карты, вступить в клубный универсам вблизи места жительства и пользоваться клубной картой этого магазина при регулярных покупках товаров повседневного спроса. Таким образом, всюду, где имеют место регулярные покупки или иное обслуживание, будут создаваться соответствующие клубы, которые и возьмут на себя обслуживание соответствующего контингента покупателей.

К статье 8.

На Западе наиболее распространенной платежной системой является платежная система с платежным оператором. Такими платежными операторами являются фирмы VISA Electron, STB Card и другие.

Но эта платежная система требует использования технологии платежных требований, которая в Российской Федерации допускается исключительно в рамках единой общегосударственной электронно-чековой системы. Поэтому такого рода платежные системы в Российской Федерации к использованию запрещаются. Исключение составляет принятие банками к исполнению платежных требований по этим картам по платежам, осуществленными за пределами Российской Федерации, и исключительно по валютным счетам. На территории Российской Федерации никакие электронные карты нерезидентной эмитенции к хождению не допускаются.

Иностранные туристы, въезжающие по организованному туризму, могут использовать клубные карты своего туроператора в России, а неорганизованные туристы могут получить обычную электронно-чековую карту в месте пересечения границы Российской Федерации.

К статье 9.

В небольших поселениях, например, в деревнях, на севере, в войсковых частях и т.п. могут использоваться в качестве исключения именные бумажные платежные системы. Такая платежная система представляет собою обычную амбарную книгу, в которой записываются покупки, причем каждая запись в ней должна иметь фамилию покупателя и его подпись. Минфин может выпускать для этой цели специальные платежные журналы. Окончательный расчет с магазином осуществляется периодически покупателем со своего счета либо через платежное поручение, либо с помощью электронно-чековой карты.

К статье 10.

Законом допускается использование функциональных платежных систем. Например, при оплате на внутригородском транспорте с помощью абонементных талонов, в метро по магнитным картам, в таксофонах с помощью специализированных телефонных карт. Хотя, в принципе, электронно-чековая карта позволяет осуществлять и эти платежи, но на некоторое время целесообразно сохранить функциональные платежные системы.

К статье 11.

Платежная система на базе использования аккредитивов используется исключительно юридическими лицами. Та система широко используется в настоящее время. Она наиболее широко используется в достаточно криминализированной экономической системе. По мере декриминализации экономики данный способ платежа будет, думается, постепенно отмирать.

К статье 12.

Вексельная платежная система является наиболее старой безденежной платежной системой. В настоящее время вексельная система расчетов между физическими лицами и физическими и юридическими лицами практически отмерла. Она осталась исключительно в сфере финансового общения юридических лиц.

На Западе до сих пор используются исключительно самые архаичные формы бумажных векселей. И именно на бумажное вексельное обращение пытаются заставить перейти и Россию. Закон ставит преграду всем таким попыткам. Вексель должен быть исключительно в безбумажной форме и храниться в специальных депозитариях, в качестве которых могут использоваться и банки.

В принципе вексельное обращение должно сводиться исключительно к получению векселя и, при желании векселеполучателя, его учету у собственного банка. Причем учет может осуществляться как с передачей прав на вексель, так и в залоговой форме. Использование свободно передаваемых векселей должно постепенно исключаться. По вопросу электронно-вексельного обращения должен быть принят специальный закон.

К статье 13.

Данная статья формулирует направления государственной политики в области платежных технологий. Государство должно стремиться к максимальному упрощению платежной системы. Данная статья перечисляет те платежные системы, которые будет поддерживать государство.

Особенный упор делается на максимальное подавление всех неименных платежных систем и недопущения их появления в новых технических формах. Ибо неименные платежные системы являются криминогенными.

Это особенно актуально ввиду ведущихся в настоящее время активных разработок в области неименных электронно-денежных платежных систем, известных под названием <цифровых денег>. Закон накладывает категорический запрет на использование всех таких платежных технологий в России на вечные времена.

Конечно, вполне возможно, что через сто или более лет такие платежные технологии станут распространенными в условиях иного некриминализированного общества. Но к этому времени, возможно, и самой России не будет, ибо электронные деньги являются мощнейшим объединителем Человечества. Но в ближайшие десятилетия запрет на использование неименных электронных платежных средств будет актуален.

Данный закон дает исчерпывающее описание допускаемых к использованию платежных систем и направление государственной политики в этом направлении. Закон вполне актуален ввиду множества таких систем в настоящее время, причем некоторые из них обладают повышенной криминогенностью. Принятие данного закона позволит навести порядок в этой области.

Назад    Обсуждение