Как нам обустроить Интернет в России

 

Содержание:

Банки и электронные коммуникации

Вопросы сопряжения сети Интернет и денежной сети

Сопряжение банковской системы и Интернет

Тотальное подключение граждан и юридических лиц к сети Интернет

Интернет нового качества

Некоторые новые возможности Интернет

Заключение

 

 

Важность всемирной сети Интернет для развития современного общества уже не вызывает сомнений. Мир стремительно «интернетизируется». Идет экспоненциальный рост числа пользователей всемирной сети. В высокоразвитых странах в самое ближайшее время интернетизация населения и юридических лиц станет практически полной, как это случилось в свое время с телефонизацией.

В России Интернет также развивается высокими темпами, но, тем ни менее, количество пользователей сети до сих пор сильно отстает не только от высокоразвитых стран, но даже от многих стран третьего мира, например, от Индии и Китая.

А между тем именно для России Интернет может играть роль, несравнимую с ролью его в других странах. Громадные расстояния, затрудненность физических коммуникаций ¾ все это требует использования Интернет, позволяя во многом изменить ощущения провинционализма у людей, так свойственных российскому мирочувствованию. Да и экономика просто требует использования это всемирной сети для предотвращения экономического дробления страны, региональных ее замыканий. Поэтому быстрая интернетизация страны должна стать важнейшей государственной программой, аналогично тому, как в свое время такими программами были «железнодорожнизация», электрификация, «телевидениезация».

Представляется, что для этого потребуются большие бюджетные средства для создания соответствующих каналов электронной связи на основе спутниковой, электрокабельной, оптиковолоконной, телефонной, сотовой и радиосвязи.

Но представляется, что можно предложить некоторые мероприятия чисто организационного характера, которые позволят резко ускорить этот процесс, привлечь в дело интернетизации громадные ресурсы внебюджетного характера и в течении ближайших лет достигнуть качественных перемен в этом направлении. Это можно сделать привлекая к этому процессу банки.

 

Банки и электронные коммуникации

В современном мире деньги все более теряют свой вещественный (монетный или бумажный) характер и приобретают чисто виртуальный характер, представляя из себя всего лишь записи на счетах в банках (счетные деньги). Денежная операция (транзакция) в этой системе сводится к переписыванию чисел с одного счета на другой в том же самом или ином банке (перечисление денег). В случае перечисления денег между банками используются различные коммуникационные средства ¾ почтовая и телеграфная пересылка, электронные коммуникации. Почтовая и телеграфная пересылка все более и более отходят на второй план. А так как существует возможность пересылки денег из одного банка в другой как в одной стране, так и в разных странах, то с точки зрения сетевых коммуникаций вся мировая банковская система представляет единую коммуникационную сеть (правда, пока эта сеть работает не вполне удовлетворительно, но улучшение межбанковских коммуникаций будет происходить неизбежно). Подавляющее число банков имеют подключение к этой сети через систему электронных коммуникаций, по своей физической сущности совершенно неотличимых от коммуникаций, используемых для всемирной сети Интернет.  Таким образом, де-факто в мире уже сложилось две глобальных электронных сети ¾ сеть общего пользования Интернет и специализированная денежно-банковская сеть, использующие одни и те же физические коммуникационные средства (есть еще и третья сеть всемирной телефонии, но она, фактически, обслуживает первые две сети). Различие в системах пересылки данных в этих сетях лежит лишь в сфере протоколов, т.е. как говорят, софтвера. В сети Интернет используется протокол TCP-IP, в банковской сети используются специализированные протоколы, основанные на системе корреспондентских счетов.

Особенность банковской сети в том, что эта сеть по самому смыслу соединяет самые главные денежные институты современного мира, денежные резервуары, хранилища и источники. Т.е. в этой сети очень много денег, причем именно негосударственных денег, которые могут быть использованы для инвестиционных целей (кредитные деньги).

Поэтому задача такого сопряжения (объединение их невозможно) этих двух сетей, чтобы развитие банковской сети автоматически вело за собой и развитие сети Интернет и представляет чрезвычайно актуальную проблему и именно для России, так как в ней проблема инвестиционных средств для развития сети Интернет стоит особо остро.

И оказывается, что такое сопряжение вполне возможно и может быть сделано весьма просто чисто административными мерами ¾ на уровне законов, указов, правительственных постановлений и распоряжений Центробанка.

Вопросы сопряжения сети Интернет и денежной сети

В первую очередь в банковской сфере необходимо перейти на тотальное использование электронных коммуникационных средств для целей оперативной межбанковской коммуникации. Другими словами, полностью отказаться от межбанковской почтовой и телеграфной пересылки оперативной денежной информации. В этом направлении Банк России проводит определенную работу, объем электронной пересылки денежных средств постоянно растет. Банк России развивает собственные электронные коммуникационные средства как для связи своих филиалов между собой, так и для связи других банков с этими филиалами. Надо поставить цель в течении года вообще перейти исключительно на электронную межбанковскую пересылку денежных средств. И тут нужна решительность. Банк России уже имеет возможность полностью перейти на электронную пересылку средств между своими учреждениями. А для того, чтобы побудить коммерческие банки к организации подключений к сети электронной пересылки, надо просто объявить, что через какой-то срок, например, через год, почтовая и телеграфная пересылка денежных средств полностью ликвидируется, а коммерческие банки, не подключившиеся к системе электронной пересылки, будут этим самым автоматически исключены из денежно-банковской системы, фактически, самоликвидируются.

Коммерческим банкам для самосохранения самим придется вложить денежные средства по созданию электронных коммуникаций в тех районах, где ее еще нет или она слаборазвита. Желательно, чтобы такое создание электронно-коммуникационных средств не носило стихийно-беспорядочный характер, и тут государство могло бы стать координатором этого процесса, чтобы создаваемая при этом коммуникационная сеть встраивалась в некую общегосударственную электронно-коммуникационную систему. Но главное, что в процесс создания такой сети сразу могут быть привлечены большие внебюджетные средства, что позволит резко ускорить процесс телекоммуникатизации страны.

Таким образом единственный чисто административный акт по запрещению использования почтово-телеграфной пересылки денежных средств привлек бы в сферу создания телекоммуникаций большие внебюджетные инвестиционные ресурсы и, что главное, из чисто внутренних источников. Причем для этого не требуется ни закона, ни указа, достаточно простого распоряжения Банка России, т.к. вопрос о межбанковской коммуникации денежных транзакций всецело лежит в сфере компетенции Банка России.

Сопряжение банковской системы и Интернет

Следующий шаг в деле сопряжения банковской сети и сети Интернет также не требует решений на высшем законодательном или административном уровне, а может быть осуществлен административными средствами самого Банка России. Вопрос о том, какую информацию обязан представлять банк своим пользователям и всему обществу, лежит всецело в компетенции Банка России. И поэтому Банк России вправе потребовать, чтобы все без исключения банки представляли обязательную информацию о своей деятельности и своем состоянии как для своих клиентов, так и для общества через систему Интернет, размещая ее на своих страницах в этой сети.

Другими словами, этим распоряжением каждый банк обязывался бы иметь собственную веб-страницу в Интернете для предоставления обществу обязательной информации о собственной деятельности и финансовом состоянии. Характер обязательной информации должен определять Банк России. Но естественно, что каждый банк, заинтересованный в привлечении вкладчиков, в формировании о себе позитивного образа в глазах клиентов не ограничился бы только обязательной информацией и постарался бы разместить о себе и иную информацию. Такое решение не носит характера  принуждения к ненужным банкам действиям, а скорее носит благоприятствования их деятельности. В результате этого деньги и инвестиции стали бы притекать и в сферу чисто Интернет-бизнеса, так как банки были бы заинтересованы в поддержке провайдерских компаний, представляющих услуги по выходу в сеть.

А что же делать тем банкам, которые размещены в городах и поселках, где нет провайдерской службы? Думается, что для таких банков можно было бы разрешить создавать собственные независимые сетевые сервера на базе собственных средств коммуникаций. А раз такой узел создан, то он может быть уже местным провайдерским сервером для обслуживания и других местных пользователей услугами Интернет. Думается, что на первое время, до тех пор, пока в таких местностях не разовьется собственный провайдерский бизнес, такую провайдерскую деятельность банкам необходимо разрешить.

Ясно, что там, где сеть Интернет есть, подключение банков к сети потребует от них совершенно ничтожных затрат, а при желании и вообще ничего, так как существует масса фирм, представляющих бесплатный хостинг (размещение веб-страниц), хотя, конечно, использование банками бесплатного хостинга будет выглядеть по крайней мере не солидно. Там же, где сети нет, от банков потребуются определенные затраты, но они могут быстро окупиться за счет платного оказания провайдерских услуг.

Таким образом, мы получаем почти полное покрытие всей страны Интернет-узлами без всякого вложения средств со стороны государства.

При этом желательно иметь на узле Банка России полный список всех банков России с выделением каждому отдельной страницы с описанием банка и со ссылкой на персональную веб-страницу этого банка. Одновременно на персональной веб-странице банка должна быть ссылка на его страницу на узле Банка России. Такая перекрестная система ссылок полностью исключает возможность создания фальшивых банковских страниц и будет способствовать надежности представления банковской системы страны в Интернете.

Тотальное подключение граждан и юридических лиц к сети Интернет

На основе инфраструктуры, созданной сопряжением сети Интернет и денежно-банковской сети, можно уже ставить вопрос о тотальном подключении всех физических и юридических лиц страны к сети Интернет.

Для этого необходимо на соответствующем уровне административной власти обязать все банки обеспечить своих клиентов доступом к электронной почте.

Причем тут важен принципиальный момент. Представлять доступ к почтовой службе своим клиентам банк должен по тем же самым регламентам, как и к самому банковскому счету, т.е. по тем же именам (никам), под которыми данный клиент зарегистрирован в банке, и под теми же паролям, которые клиент использует для доступа к своему счету. Другими словами, физические лица в качестве своего почтового имени будут иметь паспортное имя, а юридические – официально зарегистрированное.

Легко видеть, что и здесь затраты банков в принципе могут быть совершенно незначительны. Конечно, солидные банки могут создавать собственные службы электронно-почтовой связи. Но можно обойтись и без этого. Сейчас во всем мире и в России электронно-почтовые обслуживание предоставляется бесплатно. Например, такие службы, пользующиеся мировой извстностью, как hotmail.com, yahoo.com и др. В России широкой известностью пользуется почтовая служба mail.ru. И большинство клиентских почтовых программ имеют функции переадресации. Таким образом, банк может вполне успешно использовать одну из бесплатных почтовых служб. Для этого он от себя регистрирует под собственными никами и паролям ряд адресов в бесплатной почтовой службе, а затем осуществляет лишь переадресацию внутреннего банковского имени пользователя на внешний в бесплатной почтовой службе, которая уже и осуществляет почтовую рассылку.

Фактическое использования клиентами банковской почтовой службы может происходить через подключение клиента к Интернет, а для тех, кто не имеет такого подключения, банк может поставить несколько компьютеров в операционном зале, через которые клиенты могут как осуществлять самостоятельно банковские операции по своему счету, так и получать доступ к своим почтовым ящикам. А уж тем, кто не умеет пользоваться компьютером, почтовое обслуживание могут оказывать банковские операционисты, возможно, за некоторую незначительную плату. Аналогично тому, как на почте берут плату за написание адреса или телеграммы.

Таким образом, все граждане России, по крайней мере те, которые имеют счет в банке (а это 90 процентов населения) и все юридические лица (100 процентов) оказываются автоматически подключенными к всемирной сети Интернет по крайней мере на ее первом уровне – электронно-почтовом. И все могут общаться по электронной почте как между собой, так и со всем миром. Общаться быстро, эффективно и даже практически бесплатно. И в то же время от банков это потребует совершенно минимальных затрат, которые с лихвой окупаются теми доходами, которые они получают от использования денежных средств своих клиентов.

По-видимому, наложение на банки обязанности обеспечить своих клиентов доступом к электронной почте должно быть сделано на законодательном уровне. Но у нас пока вообще нет законодательства о правах банковских клиентов. Есть законодательство о правах банков, но нет о правах клиентов банков. Этот законодательный пробел необходимо ликвидировать. Но пока этого нет, эту обязанность можно было бы возложить на банки даже распоряжением Банка России, тем более что для банков оно совершенно не обременительно.

 Интернет нового качества

Итак, мы легко решили проблему полного подключения всей России к Интернет. Но на самом деле мы сделали гораздо больше и совершенно новое.

Банки, естественно, на своих страницах выставят почтовые имена своих клиентов, фактически, имена своих клиентов.

И вот тут начинается душераздирающий плач. Как, вы нарушаете банковскую тайну… Это значит, каждый будет знать… Да я не хочу…

Успокойтесь господа, информация о том, кто в каком банке обслуживается, никогда не составляла предмет банковской тайны. Эту информацию приводит на своем фирменном бланке любая компания. Тем более, что в современном мире вообще идет пересмотр самого понятия банковской тайны. В скандинавских странах она уже ликвидирована. В Германии понятие банковской тайны тоже уже почти сошло на нет. Но мы не предлагаем таких кардинальных мер. Состояние счета должно составлять, по нашему мнению, банковскую тайну. Но самое существование счета никакой тайной не является и быть ею не может.

Но почему же тогда российские банки столь неохотно дают информацию о своей клиентуре? Дело в том, что для криминальных кругов, для коррупционеров, для лиц, уклоняющихся от налогов, это действительно нежелательная информация. Но для банков (российских) нет разницы между деньгами бандитов и добропорядочных граждан, между деньгами криминальных фирм и  добросовестных налогоплательщиков. Половина всех денег в российских банках по западным стандартам являются криминальными. И чтобы не оттолкнуть криминал и их деньги, банки и стараются не разглашать информацию о своих клиентах. Но нам-то зачем беспокоиться об интересах криминала и тех, кто не хочет платить налоги? Поэтому банки надо обязать публиковать на своих сайтах полный список своих клиентов.

Этим самым создается единая общероссийская база данных о всех физических и юридических лицах. Сейчас, чтобы найти какую-нибудь фирму, надо прибегать к бумажным справочникам, обновляемым хорошо что через год и к тому же малодоступным. А чтобы найти человека вообще остается только поплакаться в телевизор в программе «Найти человека». А теперь появляется единая общероссийская база данных. И любая поисковая система типа Рамблер или Яндекс отыщет нужную вам фирму или человека в любой точке России за несколько секунд. Ясно, что этой системой будут пользоваться не только обычные граждане, но и органы милиции, что позволит резко увеличить эффективность борьбы с преступностью. Но использование этой базы данных может оказаться чрезвычайно разнообразным, в том числе и для целей проведения выборов, фискальных целей и др. Причем создается она без вложения даже копейки бюджетных средств. Создание же такой базы данных в централизованном формате потребовало бы уже десятки, если не сотни миллионов долларов – а такие проекты уже обсуждаются.

Но это далеко не самое главное последствие создания банковской почты с тотальным подключением всех клиентов.

Банковское почтовое обслуживание по регламенту денежного ведет к тому, что любое почтовое отправление через банк является авторизованным, фактически, приобретает силу юридического документа. Банк становится автоматически гарантом такой авторизации. И этим самым автоматически решается самая острая проблема современного  Интернета. Дело в том, что нынешний Интернет является анонимным или псевдонимиальным. Пользователи в нем входят либо анонимно, либо под некоторыми псевдонимами, которые они выбирают себе сами. Это одно из достоинств Интернета, так как является источником свободы. Для развлечений, для получения информации такая анонимность очень хороша. Но, увы, для целей коммерческой деятельности она совершенно неприемлема. В настоящее время предложено множество систем авторизации пользователей. Увы, все они совершенно неудовлетворительны. Например, используются центры авторизации. Но они носят сугубо национальный характер, требуют очного прибытия, наконец, это разовая авторизация, не допускающая непрерывного отслеживания. А ведь ситуация может очень быстро измениться. Хорошее предприятие может в одночасье разориться, легальная фирма стать бандитским заведением. И при этом они будут продолжать пользоваться старой  авторизацией.

Но именно банк является идеальным авторизатором, так как он операции авторизации клиентов производит постоянно и непрерывно, при каждом контакте с ними.

Таким образом, мы получаем авторизованную сеть. Точнее, подсеть, так как обычная неавторизованная сеть не исключается. Фактически, создаются два сектора сети Интернет ¾ неавторизованная, существующая и авторизованная с подключением через банки. И именно через второй сектор могут осуществляться контакты коммерческого характера.

В настоящее время объем коммерческих операций через Интернет составляет всего несколько миллиардов долларов ¾ совершенно ничтожную часть общемирового оборота, составляющего тысячи триллионов. Через сеть продают самые дешевые товары типа книги, компьютерные программы, порнографические картинки и пицца. Никаких широкомасштабных операций на миллионы долларов никто не осуществляет. И это понятно. Но создание авторизованной подсети позволит использовать Интернет для коммерческих операций на любые суммы без ограничений, перенести в Интернет значительную часть всей экономической и коммерческой деятельности в современном мире, объем оборота через Интернет мог бы уже составить триллионы долларов, причем в этот оборот включались бы все страны. Именно это было бы настоящим торжеством глобализации.

И это особенно важно для России с ее пространствами и сложностью и дороговизной физических перемещений. И оказывается это можно сделать чрезвычайно просто, быстро и почти без затрат бюджетных средств.

Еще раз напомним, что существующий сектор неавторизованного Интернета не затрагивается. Он остается в полном и даже расширенном объеме. Действительно, интересно было бы посмотреть на чудака, который бы занимался виртуальным сексом через авторизованное подключение. Но рядом с существующим сектором Интернет появляется авторизованный сектор, используемый, по преимуществу, для коммерческой и экономической деятельности.

 Некоторые новые возможности Интернет

Подключение банков и их клиентов к Интернет естественным образом приведет к широкому использованию систем home-banking, т.е. систем управления банковским счетом через Интернет. Система home-banking является самой надежной системой осуществления платежей через Интернет и быстро вытеснит все остальные платежные системы, в том числе и по кредитным карточкам. Важно также, что безопасность этой системы очень велика, в ней практически нет ограничений на суммы платежей, потому что она происходит из банка в банк и осуществляется по стандартным протоколам денежно-банковских пересылок.

Технология home-banking-овых онлайновых платежей совместно с авторизованной системой Интернет-общения открывают для бизнеса в Интернет практически неограниченные возможности. В кратчайшие сроки Интернет станет главной средой осуществления коммерческой деятельности как в России, так и во всем мире.

Еще одной проблемой современного Интернета является проблема верификации коммерческих сайтов. Опыт показывает, что создание фальшивых коммерческих сайтов является одним из распространенных преступлений в Сети. И банковская подсеть также могла бы успешно решить эту проблему. Каждый коммерческий сайт может быть верифицирован банком, в котором фирма ¾ владелец сайта обслуживается. Например, на коммерческом сайте для его верификации устанавливается ссылка на определенную страницу сайта верифицирующего банка, на которой банк приводит определенные сведения о фирме, которые он может подтвердить. Например, время существования фирмы, обороты, область и характер деятельности и т.п. И на этой странице имеется также ссылка на сайт самой фирмы. Вновь получаем перекрестную систему верификации. В результате создается единая структура верификации в Интернет. Центральный банка верифицирует остальные банки, банки верифицируют физических и юридических лиц, а также сайты своих клиентов. Наконец, для полного замыкания системы можно еще иметь главный банковский сайт, который будет уже верифицировать сами центральные банки всего мира. Таким образом в этой единой иерархической верифицирующей структуре вообще невозможно появление фальшивых сайтов. Можно какой-то сайт взломать, временно нарушить его работу, но создать фальшивый банковский или коммерческий сайт просто невозможно технически. Другими словами создается абсолютно надежная среда коммерческого и финансового общения.

Эта среда может быть дополнена системой решения коммерческих споров прямо в среде Интернет путем создания Интернет-арбитража, в который можно было бы обратиться через Интернет, через Интернет представить юридически значимые документы, например, электронные документы с банковской авторизацией и т.п. Причем решения арбитража могли бы прямо через Интернет передаваться на исполнение в банки, таким образом дополнив ее и системой исполнительного производства через Интернет. Этим самым Интернет-среда коммерческого общения без расстояний и границ была бы завершена полностью.

Заключение

Итак, нами показано, что есть возможность ускоренной интернетизации России с минимальными затратами бюджетных ресурсов. Но это возможно лишь на принципиально новых путях, а не повторяя путь, которым шли западные страны. Это путь подключения к процессу интернетизации банковской системы. При этом создается принципиально новая интернет-среда коммерческого общения. И этот опыт будет иметь значение не только для России, но и для всего мира.

Но для этого необходимо создание общегосударственной программы интернетизации страны. Причем речь идет не столько о выделении и распределении бюджетных средств, а о  координации всех работ в этом направлении, создании единой технической, технологической, информационной и инвестиционной структуры. И стоит, думается, вспомнить собственный опыт решения крупных общегосударственных программ, таких как освоение ядерной энергии, выход в космос и др.

Только на этих путях Россия может преодолеть свое отставание и выйти в первые ряды высокоразвитых в информатизационном плане стран.

 

Владимир Юровицкий,
член Международной академии информатизации
член экспертного совета Комитета по экономической политике и предпринимательству Государственной Думы РФ

Ваше мнение об этой работе

TopList

Назад

 

В компании Акадо-Телеком узнайте, как защититься от ddos атак надежно.